Современный мир невозможен без качественного дорожного покрытия. Основной способ укладки дорожного полотна — асфальтирование. Для этого в качестве материала применяется смесь из минералов и вяжущих органических веществ (битума). При нагревании, составляющие перемешиваются и получается асфальтобетонная смесь. В процессе укладки смесь уплотняется в конечный слой дорожного покрытия, образуя асфальтобетон, формирующий ровную поверхность.
Асфальтобетонная смесь существует двух видов. Они различаются между собой температурой укладки на дорожное покрытие. Смеси бывают:
Для приготовления асфальтобетонных смесей используется специальное промышленное оборудование. Это асфальтобетонный завод (АБЗ). Он может быть небольшим, с малым объемом выпуска продукции и мобильным или крупным заводом с внушительным объемом.
Исходный материал (щебень) загружается в специальный бункер и перемалывается до определенной фракции. Затем смешивается с органическими присадками в строгих пропорциях. Готовая смесь загружается в накопительный бункер и далее отгружается в доставочную автотехнику.
Так как в процессе производства происходит нагрев продукции и оборудования, то отрицательные температуры воздуха значительно ухудшают процесс производства. В зимний период АБЗ останавливают и производят технические работы.
Готовые смеси после погрузки в грузовые самосвалы доставляют к месту укладки. Так как смесь горячая, то время доставки должно быть быстрым. При транспортировке на дальние расстояния кузов накрывают тентом.
Работы по укладке дорожного полотна готовой асфальтобетонной смесью производят в сухую погоду. При наличии метели или осадков в виде снега укладка не допускается.
В зимний период или при наличии отрицательных температур слой, на который будет укладываться асфальтобетонная смесь, должен быть очищен от льда и снега.
Работы по укладке асфальта в зимний период должны производиться с соблюдением температурных режимов:
Все работы по укладке асфальтобетонных смесей с низкой температурой окружающей среды должны производиться с соблюдением следующих технологических требований:
В случае нарушения технологии укладки дорожного полотна и несоблюдении температурных режимов может произойти быстрое остывание готовой смеси. Это повлечет нарушение целостности покрытия и ухудшение качества полотна.
Следует соблюдать правило: все работы по укладке асфальта должны быть завершены в срок до начала сезона дождей. Это примерно 15 дней.
При предполагаемой эксплуатации дорожного полотна в весенний и зимний период асфальтобетонные смеси должны быть использованы из более плотного состава.
Исходя из существующих технологий укладки асфальтового дорожного полотна можно сделать вывод о том, что настоящей зимней смеси асфальтобетона в настоящее время еще нет. Относительно зимним можно назвать процесс формирования дорожного полотна при небольших отрицательных температурах.